Медиаобразование








Международная научно-практическая конференция "Личность. Образование. Общество".
 17-18 ноября 2017. ГрОИРО. Секция по воспитательной работе.


Тема внеклассного занятия:
«Мои любимые мультфильмы»
Класс: 1 «Б»
Цель занятия: Создать на внеклассном занятии условия для формирования у детей нравственных ценностей.
Задачи:
 - познакомить детей с известными героями советских мультфильмов;
 - воспитывать личность духовно-нравственную, умеющую сострадать, любить всё живое.
Форма: импровизированное путешествие по Африке в форме познавательно-развлекательной программы.
Занятие сопровождается мультимедиа.
Оформление кабинета: плакаты – четыре пальмы: две пальмы со связками бананов, два «чудо-дерева» с разнообразными фруктами. НЕОБХОДИМЫЙ РЕКВИЗИТ ДЛЯ МЕРОПРИЯТИЯ
1. Отрезки веревки.
2. Связки бананов с вопросами.
3. Грим, тени, помада.
4. Финики, бананы, кокосы, арбузы, виноград, крыжовник, картофель,  
кофе, просо, лук, ананасы.
5. Карточки с изображением животных.
6. Карточки с заданием для конкурса «Братья Маугли».

Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по Африке. Африка — чудесная страна, со своими прелестями и неожиданностями.
В Африке — акулы,
В Африке — гориллы,
В Африке большие злые крокодилы!
А еще в Африке проживают разные народности и племена. Жизнь их полна неожиданностей и приключений. Они хорошие знатоки своего края.
— И сегодня у нас встречаются два племени — «Бананы» и «Апельсины» (Команды садятся за столы после выбора. По 6 человек в команде).
Учитель. А сейчас мы с вами для участия в игре выберем игроков.
Происходит формирование команд с помощью вопросов, текст которых на банановом дереве.
Ведущий срывает «бананы» с дерева и зачитывает вопросы.
ВОПРОСЫ
1. Кто из сказочных героев лечил африканских зверей? (Айболит)
2. Как звали людоеда, проживающего в Африке? (Бармалей )
3.Какого цвета были очки у черепахи в мультфильме «Львенок и черепаха»? (Фиолетовые)
4. Назовите родину арбуза. (Африка)
7. Как называется пустыня в Африке? (Сахара)
8. Какую песню пел крокодил Гена? («Пусть бегут неуклюжи...»)
9. Где отдыхал попугай Кеша? (На Таити)
10. Кто является царем зверей в Африке? (Лев)
11. Какую песню исполняла обезьянка с Крошкой Енотом? ( «Улыбка»)
12. Назовите главных героев мультфильма «38 попугаев». (Мартышка, слоненок, удав, попугай.)
Происходит формирование команд и выбор командиров.
КОНКУРС № 1 (ДЛЯ КОМАНД)
Задание: разрисовать «вождя» племени, используя «природные краски» (тон. крем, губную помаду, тени, карандаши и т.п.).
КОНКУРС № 2 — «ЧУДО-ДЕРЕВО» (ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ)
На дереве находятся разнообразные фрукты, овощи, ягоды: финики, бананы, кокосы, арбузы, виноград, крыжовник, картофель, кофе, просо, лук, ананасы.
Задание: необходимо выбрать те, которые растут в Африке.
КОНКУРС № 3 (ДЛЯ КОМАНД) — «КОГО ЛЕЧИЛ АЙБОЛИТ В АФРИКЕ?»
Командам выдаются карточки с изображением различных животных. Одной команде необходимо отобрать тех животных, которые живут в Африке, другой - наоборот.
В Африке живут:                                       
1. Шакал                             
2. Слон
3. Бегемот
4. Страус
5. Жираф
6. Обезьяна
7. Крокодил
8. Тигр
9. Черепаха 10.Зебра
11. Носорог
12. Акула
ОТВЕТЫ
В Африке не живут:
1. Корова
2. Волк
3. Медведь
4. Лиса
5. Заяц
6. Рысь
7. Кабан
8. Бобер
9. Енот
10. Белка
11. Морж
12. Тюлень


КОНКУРС № 4 (ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ) — «СОБЕРИ ЗМЕЮ»
(Приглашаются восемь участников.)
Учитель. В Африке обитает змея анаконда, которая достигает длины 30—40 метров. Вам дается задание: собрать змею, связав кусочки веревочек.
Подводятся итоги конкурса № 3.
Учитель. А теперь предлагаем командам провести литературный бой по произведениям Корнея Чуковского, который написал много сказок об Африке.
Вопросы команде № 1 по произведению «Айболит»:
1. От кого пострадал Барбос? (Меня курица клюнула в нос.)
2. Кто привез телеграмму Айболиту? (Вдруг откуда-то шакал на кобыле прискакал.)
3. Кто послал телеграмму Айболиту? (Вот вам телеграмма от гиппопотама.)
4. Кто перевез Айболита через море? (И сел на кита Айболит.)
5. Что болит у бегемотиков? (У них, у бегемотиков, животики болят.)
6. Сколько суток болят зубы у акулят? (Уже двенадцать суток зубики болят.)
7. Чем лечил зверей Айболит? (И всем по порядку дает шоколадку.)
8. Сколько ночей лечил зверей Айболит? (Десять ночей подряд он лечит несчастных зверят.)
Вопросы команде № 2 по произведению «Тараканище»:
1. На чем ехали львы? (Львы в автомобиле.)
2. Кого проглотил бедный крокодил? (Жабу проглотил.)
3. На кого села слониха? (А слониха, вся дрожа, так и села на ежа.)
4. Что обещал подарить гиппопотам тому, кто справится с тараканом? (Двух лягушат подарю и еловую шишку пожалую.)
5. Куда спрятались крокодилы? (Крокодилы в крапиву забилися.)
6. Кто прискакал поутру? (Но однажды поутру прискакала кенгуру.)
7. На кого упала румяная луна? ( На бедного слона кубарем упала.)
8. Откуда звери достали луну? (Вот была потом забота — за луной нырять в болото.)
Учитель. Я приглашаю командиров вытянуть карточку с заданием. Необходимо изобразить повадки героев сказки Киплинга так, чтобы команды смогли угадать их.
Учитель. Пока наши команды готовятся, мы с вами проведем песенный конкурс.
КОНКУРС № 6 (ДЛЯ КОМАНД) — «БРАТЬЯ МАУГЛИ»
Карточки: черная пантера Багира, ленивый медведь Балу, шакал Табаки, который повсюду сеет раздоры, хромой тигр Шер-Хан, вождь волчьей стаи Акела.
КОНКУРС № 7 (ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ) «ПЕСЕННЫЙ»
Вы должны, прослушав мелодию, отгадать название песни.
1. Песня из кинофильма «Красная Шапочка»
2. Песня из мультфильма «Львенок и черепаха».
3. Песня крокодила Гены.
4. «Чунга-Чанга».
3. Песня О. Газманова — «Маугли».
6. Песня из мультфильма «Мамонтенок».
Подводятся итоги предыдущего конкурса для команд.
КОНКУРС № 8 (ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ)
Подведение  окончательных итогов, награждение победителей.
НЕОБХОДИМЫЙ РЕКВИЗИТ ДЛЯ МЕРОПРИЯТИЯ
1. Отрезки веревки.
2. Связки бананов с вопросами.
3. Грим, тени, помада.
4. Финики, бананы, кокосы, арбузы, виноград, крыжовник, картофель,   
кофе, просо, лук, ананасы.
5. Карточки с изображением животных.
6. Карточки с заданием для конкурса «Братья Маугли».


 Тема внеклассного занятия:
«Медиабезопасность»
Класс: 1 «Б»
Цель: познакомить с правилами ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде, способах защиты от противоправных посягательств в сети Интернет и мобильной (сотовой) связи.
Задачи:
- познакомить учащихся с понятиями “E-mail”, “ логин”, “пароль” и рассказать о правилах регистрации на сайтах;
- познакомить учащихся с пользой и вредом интернет-рекламы;
- познакомить учащихся с информацией, что просто так выиграть невозможно, а если хочешь зарабатывать деньги, то нужно участвовать в полезных обучающих проектах;
- познакомить с необходимостью использования антивирусной программы.
Оборудование.
  • Плакаты для оформления доски (название внеклассного мероприятия).
  • Картинки Интернет-государства.
  • Альбомные листы (для каждого ученика).
  • Цветные карандаши, фломастеры.
  • Мягкая игрушка (смайлики).
Ход занятия
1. Организационный момент. Проверка готовности к занятию.
2. Постановка учебной задачи.
Учитель. Ребята, посмотрите на картинки (опасные ситуации в Интернете. Слайд) и постарайтесь назвать одним словом все ситуации, которые вы видите.
Дети. На картинках изображены опасные ситуации.
Далее картинка компьютера (Слайд)
Учитель: Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? (О компьютере. Слайд)
Учитель: Посмотрите, как красиво выглядит наш город с высоты птичьего полета. (картинка города Гродно сверху. Слайд ). Огромное количество дорог как паутина висит над городом. А ещё город и все страны опутаны Интернет-паутиной, по которой в разные стороны движется информация.
Сегодня на занятии мы с вами поговорим о медиабезопасности и выясним, что же это такое. И сейчас нас ждёт сказка.

3. Работа по теме занятия.
Сказка “Интернет - государство”. Сопровождается слайдами.
     В некотором царстве, Интернет-государстве жил-был Смайл-Царевич-Смайл-Королевичкоторый правил славным городом ИнтернетинскомИ была у него невеста – прекрасная Смайл-Царевна-Онлайн-Королевна, день и ночь проводившая в виртуальных забавах. Сколько раз предупреждал её Царевич об опасностях, подстерегающих в сети, но не слушалась его невеста. 
     Не покладая рук трудился Смайл-Царевич, возводя город Интернетинск, заботился об охране своих границ и обучая жителей города основам безопасности жизнедеятельности в Интернет-государстве.  И не заметил он, как Интернет-паутина всё-таки затянула Смайл-Царевну в свои коварные сети.  Погоревал – да делать нечего: надо спасать невесту. Собрал он рать королевскую Интернет-государства: дружину дистанционную и организовал Совет премудрых. Стали думать головы мудрые, как вызволить царевну из плена виртуального.
     И придумали они “Шесть золотых правил безопасного поведения в Интернете”, сложили их в котомку Смайл-Царевичу, и отправился он невесту искать. 
     Вышел на поисковую строку, кликнул ссылкам поганым, а они тут как тут: сообщества Змея-искусителя Горыныча, стрелялки-убивалки Соловья-разбойника,  сети знакомств Русалочек… Как же найти-отыскать Смайл-Царевну? Крепко задумался Смайл-Царевич , надел щит антивирусный, взял в руки меч-кладенец кодовый, сел на коня богатырского и ступил в трясину непролазную.
     Долго бродил он, отбиваясь от реклам шоповских зазывающих и спамов завлекающих. И остановился на распутье игрища молодецкого трёхуровнего, стал читать надпись на камне, мохом заросшим: «На первый уровень попадёшь – времени счёт потеряешь, до второго уровня доберёшься – от родных-близких отвернёшься, а на третий пойдёшь - имя своё забудешь». И понял Смайл-Царевич, что здесь надо искать невесту. Взмахнул он своим мечом праведным и взломал код игрища страшного!
     Выскользнула из сетей разомкнувшихся Смайл-Царевна, осенила себя паролем честным и бросилась в объятия своего суженого. Обнял он свою невесту горемычную и протянул котомочку волшебную со словами поучительными: “Вот тебе оберег от козней виртуальных, свято соблюдай наказы безопасные!”
Слайд
  • Всегда помни своё Интернет-королевское имя (E-mail, логин, пароли) и не кланяйся всем подряд (не регистрируйся везде без надобности)!

Слайд
  • Не поддавайся ярким рекламам-указателям и не ходи тропками путанными на подозрительные сайты: утопнуть в трясине можно!
Слайд
  • Если пришло письмо о крупном выигрыше – это “Лохотрон-грамота”: просто так выиграть невозможно, а если хочешь зарабатывать пиастры, нужно участвовать в полезных обучающих проектах!                         
Слайд
  • Чтобы не забыть тропинку назад и вернуться вовремя, бери с собой Клубок волшебный (заводи себе будильник, садясь за компьютер)!
Слайд
  • Не забывай обновлять антивирусную программу – иначе вирус Серый Волк съест весь твой компьютер!
Слайд
  • Не скачивай нелицензионные программные продукты – иначе пираты потопят твой корабль в бурных волнах Интернет!
     Залилась совестливыми слезами дева красная, дала своему наречённому слово честное, что не будет пропадать в забавах виртуальных, а станет трудиться на благо народа города своего Интернетинска, сама начнёт обучаться и помогать будет люду заблудшему и погрязшему в трясине сетевой. И зажили они дружно и счастливо с мечтою расширить границы образовательные.
 Работа с текстом.
Учитель: О каких правилах забыла Смайл-Царевна?
Учащиеся: Смайл-Царевна забыла об опасностях, подстерегающих в сети, не послушалась Смайл-Царевна-Онлайн-Королевна, день и ночь проводившая в виртуальных забавах.
Учитель: Какие правила надо знать, заходя в Интернет-просторы?
Учащиеся:
  • Всегда надо помнить E-mail, логин, пароль и не раздавать его всем подряд (не регистрируйся везде без надобности)!
  • Нельзя обращать внимание на яркие рекламы.
  • Нельзя обращать внимание на выигрыши. Просто так выиграть невозможно, а если хочешь зарабатывать пиастры, нужно участвовать в полезных обучающих проектах.
  • Необходимо всё время обновлять антивирусную программу – иначе вирус повредит компьютер!
  • Нельзя скачивать нелицензионные программные продукты.
 Творческое задание.
Учитель: Ваша задача - нарисовать предупреждающий об опасности знак, который будет установлен в Интернет-государстве. Для этого надо вспомнить правила, с которыми мы познакомились на занятии.
4. Итог урока.
Выставка рисунков.

Медиаобразование как средство активизации познавательного интереса и формирования информационной культуры учащихся
(начальная школа)
    В настоящее время школа находится на пути формирования учебной информационной системы. С развитием технического прогресса процесс получения информации изменился. Жанр печатного слова преобразовывается.
Вводимое в школьную программу медиаобразование позволяет перестраивать систему образования в сторону демократизации учебного процесса. Происходит освоение учащимися технических средств общения, развитие осознанного восприятия и критического отношения к сообщениям средств массовой информации.
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ - это направление, которое предполагает изучение закономерностей массовой коммуникации: кино, радио, телевидения, прессы, видео.
Средства медиаобразования: книги (учебники, энциклопедии и т. д.), компьютерные обучающие программы, средства массовой информации, видео - и аудиоматериалы.
Для развития навыков работы со средствами медиаобразования важно:
а) нахождение нужной информации в различных источниках;
б) установление связей между различными источниками;
в) извлечение из информации необходимого, систематизация по определенным признакам и выделение главного из информационного потока;
г) создание собственных высказываний по отношению к сообщениям.
    Большой популярностью среди средств медиаобразования пользуются видеоуроки.
Любая видеоинформация, которую учитель использует, должна отвечать определенным педагогическим требованиям, органически вписываться в урок, совмещаться с программным материалом.
Видеоматериал как средство медиаобразования можно рассматривать с некоторых позиций:
1.     в качестве источника, вызывающего углубленный интерес к теме;
2.     с помощью видеоматериала можно управлять процессом познания, учить различным мыслительным операциям;
3.     видеоматериал весьма полезен на этапе обобщения материала. Учитель, готовя такой материал, должен знать уровень подготовленности класса, круг интересов детей, т.е. точно соблюсти адресность видеоинформации.
При подаче видеоматериала в начальных классах существуют особенности, связанные с возрастом детей.
Содержание предъявленного видеоматериала должно быть абсолютно понятным и доступным ребятам. На начальных этапах работы с видеоматериалами, например, в 1 классе, хорошо, если его содержание будет знакомо детям.
Пример 1.
    В программу 1 класса (1-4) системы развивающего обучения входит  курс “Человек и мир”, при изучении которого дети получают начальные знания по географии, естествознанию, истории, астрономии, биологии.
На уроке, тема которого “Живая природа. Животные”, учащиеся дифференцируют понятие “живая природа” на понятия “растения” и “животные”.
К этому уроку дети могут дать определение ПРИРОДЫ (“Природа – это то, что не создано руками человека”), назвать объекты природы, назвать причины разнообразия природы на земле, указать отличия живой природы от неживой.
ПРИЗНАКИ ЖИВОГО:
·         Рождение;
·         дыхание;
·         питание;
·         рост;
·         движение;
·         старение и умирание.
При повторении материала составляется таблица:
ПРИРОДА
ЖИВАЯ
НЕЖИВАЯ
растения
животные


птицы
рыбы
млекопитающие

    Система развивающего обучения предусматривает самостоятельный выход детей на классификацию животных по разнообразным признакам. Пути достижения этой классификации могут быть различны. Опорой на составление классификации может быть уже известная учащимся из различных источников информации (телевидение, книги, энциклопедии и т.д.).
    Детям на уроке могут быть предложены карточки с изображениями животных: дельфин, белка, дятел, сазан, жаба, бабочка, карибские ящерицы, красноухие черепахи, питон, пауки, лягушка, лещ, улитки, стрекоза, филин.
Учащиеся без проблем могут выделить группы: рыбы, птицы, насекомые. А далее, описывая повадки различных животных, особенности их строения, особенности выкармливания детей, дети с помощью учителя выделяют группы: млекопитающие, паукообразные, моллюски, пресмыкающиеся, земноводные.
На уроке дети говорят о многообразии животного мира. Большое внимание на уроке уделяется морским обитателям. Детям предлагается видеосюжет из ленты “Подводная Одиссея” (фрагмент размножения кораллов). Ребята получают представление о том, что кораллы, морская звезда – это животные, и в соответствии с возрастом знакомятся с некоторыми особенностями этих животных. Информацию получают из сообщений, подготовленных самими учащимися, которые подкрепляются видеосюжетом.
  Далее  читаются два сообщения, подготовленных к уроку “Человек и мир”. (кораллы, морская звезда).
Пример 2.
   Для формирования у учащихся целостной картины окружающего мира на уроке могут использоваться ТПО, печатные пособия по ознакомлению с окружающим миром, видеофильмы, можно подготовить самодельные пособия с условной наглядностью.
    Данная схема-рисунок используется при опросе учащихся по теме “Природные явления”. Детям предлагается с помощью рисунка назвать явления погоды.
     После анализа схемы в классе можно провести разговор о погоде сегодняшнего дня, дети дают определение понятия «погода»
(сочетание температуры воздуха, облачности, осадков и ветра).
        Также применяются так называемые «схемы развития», которые собираются постепенно, поэлементно. В результате получается искомое изображение,  которое по своей информативности помогает в формировании целостной картины мира.
     Как правило, такие схемы являются одним из элементов комплекса средств обучения, в который в обязательном порядке входит видеофильм. Информация, почерпнутая учащимися из видеофильма, создаёт условия для активной работы детей над «схемой развития».
     Вот пример такой схемы по теме «Дикорастущие и культурные растения».
     Как правило, такие схемы являются одним из элементов комплекса средств обучения, в который в обязательном порядке входит видеофильм. Информация, почерпнутая учащимися из видеофильма, создаёт условия для активной работы детей над «схемой развития».
     Вот пример такой схемы по теме «Дикорастущие и культурные растения».
     Этапы работы с таблицей.
1.     Учащимся предлагается рассмотреть печатные пособия. Назвать, какие растения на них изображены. Далее учащиеся должны сравнить яблоню и ель,
     орешник и смородину, лютик и огурец (чем они отличаются и чем похожи?).
2.  На доске над изображениями яблони и ели появляется табличка “Растения”.
3.  В таблицу вводятся названия растений: “дикорастущие” и “культурные”.
4.       С помощью детей проводится классификация культурных растений. В ходе классификации выстраивается правый блок таблицы с подгруппами культурных растений. Хорошо, если учитель сможет дополнить  этот блок  фотографиями  или  рисунками растений из каждой подгруппы.
      Представленная таблица носит комбинированный характер, так как состоит из изображений и условных обозначений. Но такой тип таблицы может строиться исключительно на условных обозначениях.
   


Большинство учителей начальных классов считают возможным использование медиаинформации (69,8%). Задания, которые рассчитаны на самостоятельную творческую работу, предполагают использование медийной информации. Оказалось, что подавляющее большинство родителей (78,7%) сами готовят доклады, рефераты с привлечением интернет-ресурсов. Что касается учителей, то среди педагогов, работающих в начальной школе, менее 8% рекомендуют детям просмотр тех или иных телепередач. И ещё меньший процент – 5,2% – знают о медиаобразовании, содержании медийных сайтов, пользуются ими и могут порекомендовать ту или иную информацию. Все опрошенные педагоги согласны с необходимостью введения медиаобразования в школе. На вопрос о том, кто должен заниматься медиаграмотностью школьников, большинство респондентов затруднились ответить, но в своих функциональных обязанностях медиаобразования они не видят главным образом потому, что сами не считают себя медиаграмотными.
Очевидным становится тот факт, что на сегодняшний день необходимо интенсивное развитие медиаобразования как для учащихся, так и для педагогов. Медиаграмотность младших школьников на настоящий момент низкая.  Наблюдается неподготовленность учителей в этом направлении. Поэтому, вероятно, есть необходимость разрабатывать программы курсов по формированию медиакомпетентности для будущих учителей, курсы повышения квалификации для работающих учителей, специальные уроки для школьников.

    Подытоживая вышесказанное, можно сформулировать основные условия, определяющие эффективность использования видеоматериала в начальной школе:
- используемый видеоматериал должен быть понятен, доступен, интересен детям, должен соответствовать возрастным и половым особенностям развития младших школьников;
- для достижения педагогического эффекта использовать разнообразный видеоматериал надо в течение года;
- предъявление экранного изображения на уроке должно восприниматься детьми не как развлечение, а как материал для вдумчивой работы;
- учитель должен очень аккуратно подходить к отбору видеоматериала не только по содержанию, но и по объему.
Пацкевич И.Ю.
учитель начальных классов
ГУО «Гимназия №7 г. Гродно»

     РАЗВИТИЕ АНАЛИТИЧЕСКИХ, ОЦЕНОЧНЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ДИСКУССИОННЫХ МЕДИАПЛОЩАДОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕДИАРЕСУРСОВ (БЕЛОРУССКОГО КИНЕМАТОГРАФА)
И. Ю. Пацкевич

В настоящее время по разным причинам непростой этап собственного развития переживает белорусский детско-юношеский кинематограф. В частности, снимается недостаточное количество детских фильмов, а в кинотеатрах фильмов для детей  белорусского производства практически нет.  Но радует то, что в театрах, кинотеатрах страны, по телевидению  достаточно много времени уделяется программам для детей. Правда, больше фильмам зарубежных кинорежиссёров.
    Мне кажется, что в вопросе детской киноиндустрии Беларуси нужно ориентироваться на опыт Советского Союза. Вспомним, какие прекрасные детские сказки снимали в СССР. Они воспитывали в ребенке лучшие качества: доброту, неравнодушие к чужой беде, искренность. В современной Беларуси всего этого очень не хватает. Чем быстрее на смену бессмысленным и безыдейным Шрекам, Спанч Бобам и прочим Покемонам придут Иваны-царевичи и Василисы Прекрасные, тем больше детей вырастут прекрасными людьми.
   В 2017/2018 учебном году в моём классе продолжает работу киноклуб «Детское кино – детям». Только главной целью наших занятий будет просмотр, анализ, интерпретация, обсуждение именно картин белорусского производства. Старшее поколение выросло на великолепных картинах, которые были сняты на киностудии «Беларусьфильм»: «Про Красную Шапочку» (1977 г., реж. Л. Нечаев), «Сказка о Звёздном мальчике» (1977 г., реж. Л. Нечаев) «Кортик», «Бронзовая птица» (1973 – 1974 г.,   реж. Н. Калинин), «Приключения Буратино» (1975 г., реж. Л. Нечаев), «Питер Пэн» (1987 г., реж. Л. Нечаев), «Проданный смех» (1981 г., реж. Л. Нечаев) и многие другие. В те годы особое внимание уделялось детскому кино, которое не только массово снималось, но и транслировалось на отечественном телевидении в специальное время. Присутствовали даже отдельные передачи, посвященные детскому кинематографу. Все прекрасно помнят передачу «В гостях у сказки».
  Те фильмы, которые сейчас снимаются, детям неинтересны, а сделать что-то выдающееся, так на это, наверное, нет финансовой поддержки.
Одно из занятий у нас было посвящено «старому» чёрно-белому советскому фильму «Полесские робинзоны» (1934 г., реж. Л. Голуб). Этот фильм сравнили с фильмом «Чудо остров, или Полесские робинзоны» (2014 г., реж. С.Сычев). Кино снято по одной и той же одноименной книге Я. Мавра. И детям больше понравилась современная версия. Почему? Потому что современные кинорежисёры ориентированы на современного зрителя, знают их потребности и пожелания. Фильм 1934 года выпуска понравился содержанием большого количества воспитательных нравственных моментов. На что и было обращено внимание.
     С огромным удовольствием 4-классники смотрят выше перечисленные фильмы, которые были сняты на киностудии «Беларусьфильм». Им интересно то, как создавалась эта киностудия, какие актёры играли в главных ролях. Интересно было увидеть детям уже взрослых актёров, как они выглядят сейчас. Особый интерес у детей вызывает просмотр фильмов всем вместе.
    У нас недавно прошел опрос среди детей  на тему самого популярного киногероя, так вот, подавляющее большинство ответов  -  Человек-паук и Халк. Но нам нужны свои герои, которые несут нашу культуру. Сейчас на телеэкранах подавляющее большинство — это анимация зарубежного производства, ничего общего с нашей культурой не имеющая, которую каналы часто получают бесплатно в довесок к фильмам и которая, кроме насилия и агрессии, ничего в себе не несет. Поэтому возврат к белорусскому советскому кино как раз кстати.
    На рубеже веков фильмы снова уступили дорогу анимации — новые, созданные на компьютере мультфильмы, изрядно «повзрослели» в плане сюжета, продолжая ту же успешную линию «и детям весело, и родителям интересно». Причём для детской аудитории сохранялся общий сюжет о спасении принцессы, силе дружбы или чём-то подобном. Мы остановились на аннимационном фильме «Аповесць мінулых гадоў» (2007 г.,   автор идеи  И. Волчек). Детям было интересно узнать из фильма об истории возникновения гербов многих белорусских городов, белорусских легендах, преданиях и о многом другом. Было просмотрено 2 части, остальное получили как домашнее задание. Очень хорошо подходит этот цикл фильмов для уроков в 4 классе по курсу «Мая Радзіма – Беларусь».
    Из всех форм массовой коммуникации, из всех видов искусства кино занимает в жизни детей положение уникальное.  Кино можно относить к «горячим» средствам масс-медиа, т. е. к таким, которые полностью овладевают зрительским восприятием и заставляют зрителя идентифицироваться с героями фильма, а иногда и с самой кинокамерой.  Собравшиеся вместе зрители и сегодня погружаются в  мир сновидений, который действует на детское  сознание, затрагивает все струны души и одновременно отражает самые злободневные проблемы современности.
Литература
1. Белорусское кино в лицах: сб. статей о кино / науч. ред. О.Нечай. – Минск : Бел. гос. ин-т проблем культуры, Бел. союз кинематографистов, 2004.

2. Экран и культурное наследие Беларуси / А.А. Карпилова [и др.] ; вступ. ст. П.П. Латушко ; редкол. : А.И. Локотко, А.В. Красинский, А.А. Карпилова ; Нац. акад. наук Бе­ларуси, Ин-т искусствоведения, этнографии и фольклора им. К. Крапивы. – Минск : Бел. навука, 2011. – 383 с.

РАЗВИТИЕ АНАЛИТИЧЕСКИХ, ОЦЕНОЧНЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ДИСКУССИОННЫХ МЕДИАПЛОЩАДОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕДИАРЕСУРСОВ (КИНЕМАТОГРАФА)

Аннотация. В статье рассматривается актуальность влияния детского кинематографа на учащихся младшего школьного возраста.   Приведён практический опыт использования кино во внеклассной работе, рассмотрены уровни анализа кино. Ключевые слова. Медиаобразование, кинематограф, внеклассная работа, анализ.
 
Медиаобразование  сегодня – это умение вести активную оборону от потока средств массовой информации. Активную потому, что от потока нужно не отгораживаться, а смело черпать из него, фильтровать и брать по возможности всё, что в нём найдётся, пусть и не вечного, но хотя бы разумного и доброго, или  полезного. Очень важное значение имеет эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста  на детском художественном кинематографе. Я это часто использую во внеклассной работе в процессе организации и  проведении дискуссионных медиаплощадок.
Изменения в реальной культурно-технологической действительности являются фактором, определяющим направленность и стратегию школьного образования. Сегодня школьники находятся в тесном контакте с медиа. Эту ситуацию и необходимо использовать для эстетического воспитания учащихся, материалом которого может служить художественный кинематограф. Хочется, чтобы наше подрастающее поколение не теряло веры в красоту, а также испытывало потребность в эстетическом наслаждении. На сегодняшний день кинематограф играет большую роль в жизни каждого из нас, очень важно умело использовать его в воспитательном и образовательном процессе. Ведь кино способно сформировать различные качества личности: от потребности в красоте, добре, от чувствительности, открытости до ненависти, агрессивности. На сегодняшнем рынке можно встретить фильмы любых направлений: рядом с шедеврами мирового кино мы видим фильмы не только низкого качества, но и нежелательного для детей содержания.
В прошлом году с учащимися   с целью эстетического воспитания детей  на материале детского кинематографа были организованы внеклассные занятия киноклуба «Детское кино – детям». В 2016/2017 году такие занятия продолжаются.
Цель занятий: развитие умений анализировать, интерпретировать произведения художественного кинематографа, выражать свое личное мнение, давать оценку фильму. Занятия киноклуба  проводятся один, два раза в месяц.  На занятиях киноклуба  используются разнообразные творческие задания, игры, помогающие углубить имеющиеся знания детей о художественном кинематографе и приобрести новые, способствующие повышению уровня эстетической воспитанности учащихся. Если современные школьники будут чаще смотреть и обсуждать детские фильмы, то они научатся доброте и искренности, уважению к старшим, будут толерантны друг к другу, вырастут патриотами своей Родины.
На самом первом занятии дети познакомились с краткой историей русского кино, узнали о том, что  «Новый Гулливер» (1935 г.) — первый детский художественный фильм, поставленный режиссёром Александром Лукичом Птушко. Познакомились с другими его работами. Это «Золотой ключик» (1939 г.), «Каменный цветок» (1946 г.), «Илья Муромец» (1956 г.).
Самый известный детский кинорежиссёр -  это Александр Артурович Роу (1906—1973), автор 16 фильмов-сказок, наиболее известные из которых: «Василиса Прекрасная» (1939 г.), «Морозко» (1964 г.) «Огонь, вода и… медные трубы» (1967 г.), «Варвара-краса, длинная коса» (1969 г.).
Современное детское кино трудно представить без юмористического киножурнала ЕРАЛАШ, художественным руководителем и директором которого является Борис Юрьевич Грачевский.
На дом дети получили задание посмотреть любой из предложенных на занятии фильм. А потом на следующих занятиях фильмы обсуждали.
Уровни анализа фильма. В зависимости от цели, которую мы поставим перед просмотром, участники занимают разные позиции. Необходимо также помнить о том,  что правильно заданные вопросы при обсуждении – это залог положительного результата в финале. Уровень анализа фильма зависит от целей проведения кинотерапевтического сеанса. Например, если целью встречи группы является создание доверительной и поддерживающей атмосферы, тогда главной задачей просмотра будет получение эстетического удовлетворения при совместном действии (просмотре кинофильма и обсуждении). В этом случае центром внимания на этапе обсуждения станет получение участниками группы удовольствия. Главная роль, предлагаемая участнику, – наблюдатель. Результатом просмотра и обсуждения явится снижение внутреннего напряжения путем зрительного исполнения желаний. Если целью встречи является приобретение нового позитивного опыта путем непосредственного проживания, то центр внимания в момент обсуждения будет находиться в области ролевых предпочтений и выборов участников, анализе жизненных сценариев и представлений. Тогда главной ролью, предлагаемой участнику кинотерапевтического сеанса, будет «активный участник событий», что в результате с помощью ролевых игр и упражнений приведет его к изменению поведения в реальной жизни.  С данной целью можно посмотреть художественный фильм «Моя мама – Снегурочка» (реж. Р. Барабаш, 2007)  Если участники собрались на встречу с целью самопознания, то внимание в обсуждении будет сосредоточено на их мировоззренческих установках, жизненных принципах, ценностях и позициях. В таком обсуждении участник берет на себя право быть соавтором фильма. Фильм становится частью его жизни, содержание присваивается полностью или частично с помощью воображения, что в результате приводит к переосмыслению реальности и своего места в ней. 
 Мы посмотрели также фильм «Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные» – режиссёр-постановщик Владимир Алеников, картина вышла в свет в 1983 году.
Мы обсудили картину и сделали следующие выводы: фильм актуален и в настоящее время. Секрет молодости Петрова и Васечкина - в их безудержной фантазии, лёгкости характера, нерушимой дружбе и готовности всегда прийти на помощь своему товарищу, фильм учит детей быть добрыми, отважными и не бояться трудностей.

        Медиаобразование, интегрированное с гуманитарными и естественнонаучными школьными дисциплинами, призвано выполнять уникальную функцию подготовки школьников к жизни в информационном пространстве. В этих условиях сам факт игнорирования медиаобразовательной подготовки детей в стенах школы можно рассматривать и как антигуманный.
Литература
Челышева И.В. Из истории кружковой работы на материале киноискусства//Дополнительное образование. – 2004. - № 3. – С.62-63.
Баженова Л.М. Медиаобразование школьника (1-4 классы). М.: Изд-во Ин-та художественного образования Российской Академии образования, 2004.


Пацкевич Инна Юльяновна, учитель начальных классов,
ГУО «Гимназия №7 г. Гродно»
КН2124466  22.02.2012 Октябрьский РОВД г.ГродноОтдел образования, спорта и туризма администрации Октябрьского района г. Гродно
Государственное учреждение образования «Гимназия № 7 г. Гродно»


Комментариев нет:

Отправить комментарий

наш класс

наш класс